Правительство РФ приняло Концепцию развития концертной деятельности


Warning: Illegal string offset 'keywords_time' in /home/u239371/public_html/reklamnyilegion.ru/wp-content/plugins/internal_link_building.php_/internal_link_building.php on line 103

Правительство России одобрило внесенную Министерством культуры РФ Концепцию развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года.
Концепция разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программы «Развитие культуры и туризма (2013–2020 годы)» с учётом предложений специалистов (учёных, концертных менеджеров, представителей профильных общественных организаций), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, результатов общественного обсуждения проблем развития филармонической концертной деятельности в стране.

100 курсов Соцсеть

Цель Концепции – создание организационно-творческих, экономических и правовых условий для эффективного ведения концертной деятельности в области академической музыки.
В целях развития жанров академической музыки и приобщения к ней максимального числа слушателей целесообразно наличие в каждой филармонии базового творческого коллектива, программам которого нужно отводить до половины репертуарной афиши филармонии (концертного зала). Наиболее эффективно функцию базового коллектива может выполнять симфонический оркестр, отмечается в Концепции. Для установления требований к профессиональному уровню следует разработать и принять на федеральном уровне положения о различных видах творческих коллективов, в первую очередь о симфонических оркестрах (с учетом состава творческих работников, количества и качества исполняемых программ, материально-технической оснащенности). Существенные различия в условиях и характере деятельности творческих коллективов требуют разработки новых принципов поддержки их деятельности, соотнесенных с вкладом в культурную жизнь страны (региона), объемом и качеством выполняемых работ (оказываемых услуг), степенью востребованности у организаторов и слушателей, что должно найти отражение в формировании государственного (муниципального) задания и определении величины бюджетного финансирования.
Результаты исследования показывают, что в репертуарной афише концертных организаций, имеющих в своем составе 1 или 2 коллектива разных жанров или вообще не располагающих высокопрофессиональными коллективами, академическая музыка носит случайный характер. Будучи самостоятельными в определении репертуарной афиши, российские концертные организации в большинстве своем не осуществляют системного подхода к формированию репертуарной политики, программ фестивалей, приглашению гастролеров. Афиша формируется ими исходя прежде всего из потребностей аудитории в жанрах неакадемической музыки. Такой подход не влечет расширение аудитории академической музыки. Согласно результатам исследования в настоящее время из репертуара большинства симфонических оркестров постепенно уходят жанры, которые должны составлять его основу, — симфонии и другие сочинения крупной формы. Все большее предпочтение отдается легкой популярной классике — оперным увертюрам, балетным номерам, музыке из кинофильмов, песням. Вместе с тем для привлечения слушательского интереса к симфонической музыке репертуар симфонического оркестра должен в течение нескольких сезонов охватывать наиболее значимые симфонические произведения, прежде всего крупной формы.
Одной из мер, направленных на развитие современной академической музыки, должно стать установление адекватных ставок вознаграждения за исполнение сочинений современных авторов, порядка его сбора, распределения и выплаты. При этом расчет авторского вознаграждения нужно осуществлять только за использование произведений, охраняемых авторским правом, пропорционально времени их звучания на концерте. Увеличивать количество сочинений современных авторов и произведений крупной формы в общем объеме программ необходимо за счет использования современных инструментов государственной культурной политики, прежде всего путем включения соответствующих показателей в государственное (муниципальное) задание концертных организаций.
Для поддержки творчества современных композиторов следует стимулировать российские музыкальные издательства к расширению деятельности по привлечению отечественных авторов, заключению договоров о передаче авторских прав, публикации, распространении и продвижении произведений, а также о защите интересов авторов. Эффективной формой государственной поддержки современной музыки может стать переход от системы государственной закупки сочинений на широко распространенную в мире систему государственных заказов на новые произведения (по заявкам творческих коллективов, дирекций фестивалей, музыкальных конкурсов), гарантирующих их публичное исполнение в концерте или запись на цифровые носители.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что в России общественные потребности в музыкальном академическом исполнительстве развиваются слабо. Значительная часть населения России не приобщена к классическому музыкальному наследию. Интерес широкой публики к классической музыке несравненно ниже, чем в Европе. Еще хуже обстоит дело с восприятием произведений современной академической музыки.
Забота государства о поднятии престижа академического музыкального искусства должна проявляться в поддержке как специализированных профессиональных средств массовой информации, так и популярных периодических и интернет-изданий, частных телевизионных каналов и новостных порталов, освещающих для широкого круга читателей актуальные события музыкальной жизни, в том числе в регионах. Задачи продвижения академической музыки в печатных средствах массовой информации, медиа-пространстве совместно с органами управления в сфере культуры должны выполнять сами организации, ведущие филармоническую концертную деятельность. Концертным организациям следует активизировать работу не только с традиционными средствами массовой информации, но и в интернет- пространстве — большее внимание обращать на создание и наполнение собственных сайтов, позволяющих устанавливать прямой контакт со слушателями, а также на продвижение коллективов и солистов в социальных сетях с помощью специализированных форумов и блогов. Посредством создания виртуальных концертных залов филармонии имеют возможность не только обеспечивать показ концертов академической музыки, но и осуществлять просветительские, воспитательные и образовательные функции.
В соответствии с социальными нормативами и нормами необходимое число мест в концертных залах устанавливается из расчета 2 — 4 места на каждую тысячу городских жителей. В действительности же значение этого показателя составляет всего 1,137 места, что существенно уступает количественным параметрам цивилизованных стран. С учетом численности населения, проживающего в сельской местности, картина выглядит даже более неприглядно (0,837 места на 1000 жителей). Обеспеченность населения концертными площадками по качественным параметрам (общее состояние, пригодность акустики) еще хуже. В настоящее время в стране почти нет полноценных филармонических залов, соответствующих мировым стандартам. По оценкам экспертов, с акустической точки зрения для проведения концертов академической музыки пригодно около 20 процентов залов, большинство из которых расположены в гг. Москве и Санкт-Петербурге. Однако даже в этих городах, учитывая концентрацию в них ведущих творческих коллективов, дирижеров и солистов, инфраструктура для показа концертных программ значительно уступает объему художественного предложения и слушательскому спросу. Большинство залов не приспособлено для их посещения инвалидами и другими маломобильными группами населения. По данным ведомственной статистики, в настоящее время 36 процентов филармонических концертных организаций располагаются в арендованных помещениях, 21 процент зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Строительство новых филармонических концертных залов ведется крайне медленно. Особенно тормозят развитие концертной деятельности в области академической музыки отсутствие необходимого количества залов вместимостью более 800 мест, отставание имеющихся площадок по показателям акустической пригодности, технической оснащенности и комфорта не только от международных норм, но и от реальных потребностей филармонической концертной деятельности в России.
В целях создания условий для дальнейшего развития филармонической концертной деятельности в области академической музыки необходима комплексная модернизация материально-технической базы. Для ее осуществления потребуется:
— проведение инвентаризации и анализа наличия, состояния, акустической пригодности и технической оснащенности имеющихся концертных залов (площадок);
— разработка предложений о строительстве новых (в том числе вместимостью более 800 мест) (реконструкции действующих) филармонических концертных залов для их включения в федеральную адресную инвестиционную программу;
— разработка стандартов современных филармонических концертных залов, обеспечивающих максимальную доступность для посещения всеми группами слушателей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;
— разработка нормативов оснащенности творческих коллективов музыкальными инструментами.
К настоящему времени в структуре доходов концертных организаций бюджетные средства составляют 77,5 процента, доходы от основных видов уставной деятельности — 17,2 процента, прочие доходы — 5,3 процента. Финансовые средства выделяют не на достижение определенных результатов, а на содержание работников, что составляет наибольшую часть расходов концертных организаций. Если не будет финансироваться создание художественного продукта, то это может привести к потере творческих сил в регионах. Реализовать в России рыночные механизмы распространения академического музыкального искусства позволит увязка размера субсидии, выделяемой на организацию показа художественного продукта, с числом слушателей концертов академической музыки. Размер субсидии на организацию показа концертных программ может различаться в зависимости от их содержания. Объем и структура расходов и доходов организаций от показа программ, состоящих из популярных произведений, и программ, включающих современные сочинения, будут разными. То же самое касается концертных площадок (залов) для организации показа программ выездных творческих коллективов. В отношении концертных залов, в которых филармоническая концертная деятельность отсутствует, потребуется больше затрат на организацию концерта, чем в отношении тех концертных залов, в которых есть постоянные зрители. В нормативы финансовых затрат на создание концертных программ следует включать в том числе и расходы на приобретение и страхование музыкальных инструментов.
Федеральным органам государственной власти необходимо выделять финансовые средства на осуществление комплекса мер по популяризации академического музыкального искусства и просвещению населения, оказывать более действенную экономическую поддержку специализированным средствам массовой информации, включая электронные. Необходимо продолжить практику выделения грантов на реализацию творческих проектов. При этом в приоритетном порядке нужно поддерживать проекты молодых творческих объединений, экспериментальных и независимых коллективов, работающих в регионах России. Нужно расширять систему государственных заказов на новые музыкальные произведения с учетом временных затрат на их создание.
Следует проработать вопрос о внесении изменений в государственную наградную систему Российской Федерации в части сокращения установленных сроков для присвоения творческим работникам концертных организаций и творческих коллективов почетных званий «Заслуженный артист Российской Федерации» и «Заслуженный деятель искусств». Требуют уточнения размеры ставок авторского вознаграждения авторам произведений академической музыки.
В целях установления единых требований к ведению концертной деятельности в области академической музыки в масштабах страны необходима разработка:
— положений о концертных коллективах различных составов;
— стандартов филармонических концертных залов;
— нормативов оснащенности творческих коллективов музыкальными инструментами.
В целях получения информации о количестве, составе и объемах деятельности творческих коллективов, входящих в структуру государственных и муниципальных концертных организаций, необходимо уточнение круга показателей, представленных в форме № 12-НК «Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива», а также указаний по заполнению этой формы, что потребует внесения изменений в приказ Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2015 г. № 464 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры».
Реализация настоящей Концепции будет проходить в 2 этапа.
На первом этапе (2015 — 2019 годы) предусматривается создание правовых, организационных и методических условий, в том числе:
— разработка необходимой нормативно-правовой базы, методик, рекомендаций;
— развитие системы грантов, предоставляемых творческим коллективам и талантливым музыкальным деятелям;
— анализ наличия, состояния и акустики концертных площадок, пригодных для ведения концертной деятельности в области академической музыки;
— подготовка предложений о строительстве новых (реконструкции действующих) филармонических концертных залов; организация и проведение Всероссийского мониторинга деятельности концертных организаций и творческих коллективов; совершенствование системы организации филармонической концертной деятельности, создание условий для развития сети музыкальных агентств и другие меры.
На втором этапе (2020 — 2025 годы) предполагается:
— использование ранее созданных условий для обеспечения нового качества концертной деятельности в области академической музыки;
— формирование федеральной и региональных программ поддержки концертной деятельности в области академической музыки с учетом данных Всероссийского мониторинга деятельности концертных организаций и творческих коллективов;
— реализация программы строительства новых (реконструкции действующих) филармонических концертных залов.
Реализация настоящей Концепции предусматривает достижение к 2025 году следующих целевых показателей развития концертной деятельности:
— увеличение общего количества концертов академической музыки в гг. Москве и Санкт-Петербурге в 1,5 раза, в среднем по России — в 2 раза,
— увеличение количества слушателей концертов в среднем по России в 2 раза;
— увеличение доли концертных программ, исполняемых молодыми приглашенными солистами и дирижерами в регионах России, до 25 процентов;
— увеличение количества выступлений ведущих творческих коллективов в регионах России в 2 раза;
— увеличение количества регионов, имеющих концертные залы, отвечающие стандартам академической музыки, для проведения концертов симфонических коллективов, в 2 раза;
— повышение доли государственных концертных организаций, располагающих соответствующим музыкальным инструментарием и техническим оборудованием для создания и показа концертных программ, до 80 процентов;
— увеличение количества слушателей интернет-трансляций концертов академической музыки в 5 раз.
Целиком с Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года можно ознакомиться здесь: http://government.ru/media/files/PqMWe6kG2F5IbThTv77jKPkI1RneAw3e.pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *